Сохранить Хитровку можете лично Вы! Нам нужна Ваша помощь!

Отправьте смс на номер 7715 кодовое слово Хитровка с любой суммой пожертвования.
Подробности здесь: http://sms7715.ru/

ЩЕТИНИНЫ

В последнее десятилетие XVIII века в селе Императорского фарфорового завода под Петербургом из Осташкова появился записанный в купеческое сословие Михаил Ильич Щетинин с семьей. Главе семейства уже было около пятидесяти лет, а его жена Гликерия Фирсовна была лет на пять моложе. С ними приехали трое детей: Иван, Нил и Матрона.

В 1808 году Михаил Ильич записан в исповедных росписях уже купцом. Его сыновья записаны в исповедных росписях Фарфоровской церкви 1820-х годов и позже живописцами Фарфорового завода. Где и как они обучились этому мастерству – неизвестно.

фарфоровый завод, петербург, щетинины, скрябин

Бенджамин Патерсон. Вид окраины Петербурга у фарфорового завода

Известно, что образа в двухъярусном иконостасе однопрестольной церкви во имя благ. кн. Александра Невского и свт. Павла Нового, построенной братьями Александром и Павлом Варгуниными около Императорского фарфорового завода, принадлежали кисти М. И. Щетинина.

Вскоре Иван и Нил Щетинины женились, а их младшая сестра Матрона вышла замуж за живописца Фарфорового завода Дмитрия Галкина. У Ивана детей, похоже, не было, хотя супруги прожили вместе долгую жизнь. Ничего не известно также и о детях Матроны Михайловны. По записям в церковных книгах видно, что муж ее довольно быстро продвинулся по службе: в 1815 году он числился уже губернским секретарем.

Зато у Нила Щетинина, женившегося на Евдокии Фёдоровне, один за другим родились три дочери и шесть сыновей. Один из них Пётр – это дед великого русского композитора А. Н. Скрябина. Родился Пётр Нилович 1 января 1806 года. В 1811 году он поступил в заводскую школу. Там изучали российскую грамоту, арифметику, рисование, историю, мифологию, а также осваивали заводское ремесло в мастерских Фарфорового завода. С 1818 года Пётр Щетинин почти 25 лет числился живописцем Фарфорового завода. Братья Петра работали на том же заводе: Николай – писцом, Егор (Георгий)  – подмастерьем.

В старых пожелтевших формулярных списках чиновников бывшего императорского Фарфорового завода, где служил отец Любови Петровны, в подшивках с копиями паспортов на рабочих, мастеров и служащих завода за 1860—1863 годы сохранились скупые факты истории рода Щетининых. Формулярный список деда композитора, небрежно заполненный и позже прошитый чужими документами, рассказывает о том, что Петр Нилович, мещанина сын, 7 сентября 1811 года «по именному Высочайшему указу приписан к фарфоровому заводу в мастеровые» и поступил «в заводскую школу учеником» (23, л. 80 об.).

Известно, что к заводам, как государственным, так и частным, для развития производства в XVHI — XIX веках приписывали обедневший люд, крестьян или достигших определенного возраста детей мастеровых и рабочих. Время от времени приписывали к бахмутским соляным и колывано-воскресенским заводам, другим рудникам, копям, мануфактурам, и от случая к случаю в Собрание законов Российской империи попадали документы «Об удержании фабрикантов от притеснения фабричных людей и неправильного их употребления». Однако, справедливости ради, надо сказать, что в сравнении с частными мануфактурами, копями казенным рабочим и мастеровым жилось несравненно лучше, особенно на заводах художественных изделий, находящихся близ столицы.

Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году, до 1792 года управлялся генерал-прокурором князем А. А. Вяземским, в ведении которого находились банки, штатс-контора, водяные коммуникации, монетный департамент, другие государственные учреждения и в канцелярии которого служил поэт Г. Р. Державин. С 1792 года, когда Вяземский, разбитый параличом, был уволен от дел, императрица поручила фарфоровый завод попечительству тайного советника князя Н. Б. Юсупова. В 1802 году завод передан в подчинение императорскому Кабинету, ведавшему ценностями и крупнейшими государевыми заводами и фабриками. Управляющий Кабинетом Д. А. Гурьев, разобрав издержки и положение дел на заводе, представил в 1804 году доклад, «высочайше утвержденный», который стал регламентом деятельности на этом заводе.

По названному докладу были определены пенсии престарелым и не могущим продолжать более работы мастерам, отведены земли для выгона мастеровыми скота. Учрежденная с 1765 года гимназия для детей мастеровых на том же основании была преобразована в Училище (позже его называли заводской школой), в котором воспитанники изучали российскую грамоту, арифметику, рисование, историю, мифологию и в качестве учеников осваивали заводское ремесло в мастерских завода.

Поступивший в заводскую школу Пётр Щетинин через три года становится учеником живописи, а еще через четыре года, в 1818 году – живописцем и в этом же звании и самом низшем 14-м чине Российской Табели о рангах незадолго до смерти завершает службу на заводе.

Живописцы завода работали в двух мастерских. В одной, называемой «Кобальтовая живопись», копировались саксонские образцы (два мастера) и ставилось заводское клеймо (один мастер).

Гораздо более многочисленной и значительной была мастерская живописи, где в зависимости от таланта и умения живописцы делились на пять классов. Сухие анкетные данные формулярного списка не содержат прямых сведений о таланте и мастерстве живописца Петра Щетинина. Представление о них можно составить на основе косвенных фактов, запечатленных в этом списке. Чиновниками конторы аккуратно заносились в него суммы

Всемилостивейше пожалованных подарков и денежных награждений, отмечающих, по всей вероятности, наиболее яркие художественные работы заводского живописца. Сравнение этих сумм и ежегодного жалования с аналогичными суммами других живописцев показывает, что работы Петра Щетинина ценились в несколько раз дороже. К примеру, его брат, Егор Нилович Щетинин, также прошедший заводскую школу, а затем почти двадцать пять лет служивший живописцем, получал в награждение в разное время от 30 (редко 50) до 10 рублей серебром. Награждения Петра Щетинина не бывали ниже 50 рублей, а наиболее высокие —500 рублей серебром. Правда, к концу 1840-х годов в работе мастера, как свидетельствуют те же наградные суммы, наступает спад. Запись 9 марта 1849 года объясняет причину: «Высочайшим приказом, отданным по Гражданскому ведомству 26 февраля 1849-го года, уволен от службы по болезни с назначением пенсии по 455 руб.» Позднее, другими чернилами поверх этой записи внесена еще одна: «умер 22-го октября 1852 года»; слова «с назначением…» зачеркнуты и перед ними поставлена точка (23 л. 90 об.). Труд живописца на заводе был нелегким. Трудно себе представить, как работали художники в зимнее темное время при отсутствии электрического освещения. В 1852 году он скончался.

Пётр Нилович Щетинин умер примерно сорока восьми лет от роду, поскольку в заводскую школу ученики поступали обычно семи лет. 1804 год – наиболее вероятный год рождения деда Скрябина.

Помимо Егора Ниловича Щетинина, в июле 1860 года ушедшего в возрасте сорока одного года с завода, здесь с 1833 года служил еще один младший брат деда Скрябина, Николай Нилович Щетинин. Он был определен в число писцов хозяйственного отделения завода, дослужился до звания титулярного советника и через три года, 23 марта 1879 года умер. Копия паспорта, выданного Егору Ниловичу, и его формулярный список удостоверяют, что он был сыном подмастерья, а формулярный список Николая уточняет: «сын умершего живописца фарфорового завода» (24, л. 51 об.).

Эти записи проясняют еще один важный факт: прадед Александра Николаевича Скрябина в конце XVIII – начале XIX века также служил на императорском фарфоровом заводе и был живописцем. Из трех его сыновей, работавших на этом же заводе, два унаследовали его профессию и, надо полагать, художественные, которые для этой профессии необходимы.

По воспоминаниям известного бытописателя Петербурга М. И. Пыляева, при директоре Галямине «завод процветал, здесь тогда воспитывались знаменитые художники своего времени. В те годы на заводе не было свободных художников, все рабочие силы были приписные к заводу, и вот в одно из посещений Государем Императором фарфорового завода четверо из приписанных были награждены чином 14 класса; вот имена их: Вахрамеев, Щетинин, Столетов и Зюзин. Это были первые свободные художники». В числе художников, награжденных за свое искусство свободой, были один из лучших скульпторов, два живописца и заведующий живописным отделением завода.

Навыки ремесла шлифовались и передавались из поколения в поколение, что со временем послужило основой для создания на Императорском заводе блестящей школы живописи по фарфору. Художники специализировались в разных жанрах. В числе лучших мастеров фигурной росписи были А. П. Нестеров, В. Ф. Мещеряков, С. А. Голов, А. И. Тычагин, Н. Корнилов, И. Артемьев, М. В. Крюков. Они привлекались также к росписи серий тарелок с военными сюжетами, исчислявшихся сотнями. На военных тарелках этого периода встречаются подписи и других художников завода: С. Даладугина, Н. Воронина, Н. Яковлева, Н. Семенова, В. Столетова. В пейзажном жанре успешно работали Г. Зюзин, П. Столетов и П. Н. Щетинин. В 1850-х годах начинают работать мастера «цветошники» К. Н. и Ф. И. Красовские, талант которых в полной мере раскроется уже во второй половине столетия. Но и сравнительно ранние работы Федора Красовского в ряду лучших произведений представляли завод на всемирных выставках. Так, в 1851 году на всемирной выставке в Лондоне экспонировался стол с фарфоровой столешницей, расписанной Красовским экзотическими цветами, птицами и бабочками. Она покоится на бронзовом подстолье работы модного в те годы фабриканта Феликса Шопена, превращенном, соответственно росписи, в ветвистый пышный куст с резными листьями.

Мастерство живописцев завода также, кажется, достигло предела совершенства. Они виртуозно копируют полотна знаменитых мастеров из галереи Эрмитажа и других собраний, запечатлевают живую игру света, цвета и форм в цветочных композициях, блестяще имитируют фактуру малахита и бронзы, воспроизводят в фарфоре античную глиняную амфору и альгамбрскую майоликовую вазу.

источник

СПб Фарфоровый завод.

 

СПб Фарфоровый завод.1910

1913 год

 

В 1838 году Пётр Щетинин женился на дочери живописца Фарфорового завода Петра Ильича Нестерова Анне. В исповедной росписи 1859 года у вдовы Петра Щетинина указано шесть детей: Николай, Павел, Надежда, Вера, Софья и Любовь.  Младшая дочь Любовь (ей тогда было десять лет) – это мать Александра Николаевича Скрябина. Как справлялась Анна Петровна, будучи одной, с детьми и хозяйством – остаётся только догадываться.

Однако результат налицо.

Все дети Щетининых были одарены.

В Консерваторию после окончания петербургского Елизаветинского училища поступила в 1870 году и старшая сестра Любы – Софья Щетинина.

В 1880-х гг. она преподавала музыку детям Алексея Борисовича Бера, директора департамента торговли и мануфактур Минфина, Генерального комиссара Всероссийской выставки в Москве.

Михаил Алексеевич Бер вспоминал: «Уроки музыки много лет подряд приходила нам давать София Петровна Щетинина. После уроков она оставалась у нас обедать. С ней же по субботам мы ходили на симфонические концерты в Дворянское Собрание. У нас было одно место на хорах на красных скамейках.»

лешетицкий, скрябин, щетинина, петербугская консерватория

Профессор Лешетицкий Теодор (Федор) Осипович

В 1861 году, накануне открытия первой русской консерватории в Петербурге, в дирекцию Русского музыкального общества поступило прошение тринадцатилетнейЛюбочки Щетининой: «Желаю получить полное музыкальное образование, прошу зачислить меня воспитанницей Консерватории, специальным предметом избираю фортепиано класса г-на Лешетицкого» (22, л. 1).

Старший из сыновей, Николай, в 1852 году – год смерти отца – пришел в заводскую школу учеником, через три года стал учеником живописи, а через четыре – как и отец – живописцем и был определен на заводской счет в Академию художеств.

Однако в 1860 году, когда Николаю Щетинину было двадцать лет, в преддверии отмены крепостного права, на императорских фарфоровом и стеклянном заводах, состоявших в одном ведении Кабинета, пахнуло вольным воздухом.

Отметим для сравнения, что живописец Семён Алексеевич Артемьев, прослуживший с 1819 года на заводе, был награжден за сорок один год работы «пожизненною пенсиею из Кабинета Его Величества по цати рублей серебр[ом] в год» (25, л. 0138).

Портрет Любови Щетининой. Фрагмент кабинета А. Н. Скрябина в Квартире-музее на Арбате. Ещё фоторепортаж из музея.

Высочайше утвержденное положение освобождало рабочее сословие, приписанное к названным заводам, и его потомство от обязательной службы на них и давало право избирать род жизни. Работа на заводах обеспечивалась отныне по вольному найму. Дома служащих после ухода с завода закреплялись в их собственность. При фарфоровом заводе, помимо школы, теперь полагалось особое Техническое училище, в которое могли поступать лучшие ученики для обучения рисованию и скульптуре. Среди них отличнейшие по способностям и успехам могли быть определяемы заводской счет в Академию художеств. Едва ли не первым из них был направлен туда дядя композитора, живописец Николай Щетинин.

скрябин, щетинин,

Николай Щетинин. Портрет Любови Петровны Щетининой.

Имя этого талантливого живописца одно время ярко блеснуло на художественном горизонте второй половины XIX века, потом исчезло. Ю. Д. Энгель, а за ним и еще ряд авторов почитали его рано скончавшимся и называли небезызвестным художником, довольно беспокойно (?) проведшим свою недолгую жизнь. Знал ли его композитор? Ответить с определенностью на этот вопрос трудно, хотя известно, что с семьей Любови Петровны у Скрябиных отношения существовали.

Портрет Любови Щетининой работы её брата Николая, за который он был удостоен медали в Париже, всегда висел в кабинете Александра Николаевича Скрябина.

Николай Петрович Щетинин преподавал рисование и черчение  в Школе Карла Мая.

Гостиную мемориального музея Александра Николаевича Скрябина, открытого 17 июля 1922 года, украшают копии копии с картин итальянского художника А. Корреджо, выполненные Н. П. Щетининым «Юпитер и нимфа Ио» и «Купальщица».

Дубовый иконостас в построенной в 1897-98 гг Храме во имя святой мученицы Татьяны в честь рождения великой княжны Татьяны Николаевны вырезал И. П. Платонов по эскизу А. Ф. Красовского, образа написал Н. П. Щетинин, учитель и художник, особенно потрудившийся над своим подарком – иконой прп. Сергия Радонежского. Храм был невелик и примыкал к актовому залу знаменитой Ларинской гимназии, где преподавал художник.

ларинская гимназия, иконостас, щетинины, петербург, храмы

Санкт-Петербург. Церковь Татианы при 4-й гимназии, Ларинской. Название свое получила по фамилии купца П.Д. Ларина, завещавшего часть своего капитала на нужды образования.

Сухие строчки биографии гласят:

Николай Петрович Щетинин (род. 1840). Ученик Академии Художеств с 1861 г. по 1865 г. В 1863 г. получил 2 серебряную медаль; в 1865 г. удостоен звания свободного художника; в 1869 г. – звания классного художника 3 степени за портрет госпожи Щетининой; в 1879 г. – звания классного художника 2 степени по живописи портретной.

Николай Петрович Щетинин, художник, учился в Императорской Академии художеств, в ноябре 1873 года получил право содержать фотоателье в доме 14 на Вознесенском проспекте. Ранее в этом доме работала мастерская Казимира Давыдовича Юневича.

В апреле 1875 года владельцем мастерской в этом доме стала Луиза Генцшель.

Мастерские (современные адреса)

1873—1875 Вознесенский проспект, дом 20
1873 Вознесенский проспект, дом 14
Российский государственный исторический архив
1873 РГИА. Ф. 776 : Главное управление по делам печати (Отчеты инспекторов типографий и других полиграфических заведений о состоянии этих заведений).
1874 РГИА. Ф. 776 : Главное управление по делам печати (Отчеты инспекторов типографий и других полиграфических заведений о состоянии этих заведений).
1875 Вознесенский проспект, дом 14
Российский государственный исторический архив
шлиссербургский проспект, фарфоровый завод, скрябин, щетинины, петербург

Шлиссербургский проспект у Фарфорового завода

Анна Петровна Щетинина числится владелицей дома № 29 по Шлиссельбургскому проспекту села Фарфорового завода в справочниках «Весь Петербург» на 1896 и 1900 годы.

После смерти в 1902 г. Анны Петровны Щетининой её наследниками оказались два её сына: Николай Петрович и Павел Петрович Щетинины. Дом, построенный их отцом, принадлежал им в равных долях.

Павел Петрович Щетинин оставил после себя хорошую память.

В письме, датированном 1910 годом, он обращается к Александру Николаевичу Скрябину, в то время вернувшемуся границы и с триумфом выступавшему перед петербургской публикой, с просьбой пожертвовать средства на открытие школы в деревне Мурзинки в память о Софье Щетининой:

«Дорогой племянник Александр Николаевич! Душевно радуюсь за Ваш блестящий успех в Петербурге, рад, что имел удовольствие видеть Вас и беседовать с Вами у Вашего папаши. Я, к сожалению, не имел возможности быть в Вашем концерте в Петербурге. Сожалею, что мы не виделись в промежуток времени между 1-ми и 2-ми нашими свиданиями, а у меня есть о чем побеседовать с Вами. Вероятно, Вы что-нибудь слышали о моей деятельности от покойной тети Сони и Вашего папаши. Мне на своем веку пришлось открыть несколько школ и первая «школа детей сирот была открыта в 1891 году в селении Фарфорового Завода.В настоящее время у меня, дорогой племянник, есть желание открыть школу в местности дер. Мурзинки. На открытие школы нужны некоторые средства только для начала дела, а на дальнейшее содержание средства предвидятся. Не сердитесь на меня, Александр Николаевич, за мое .желание обратиться к вам с покорнейшей просьбой об оказании необходимой поддержки вновь открываемой для бедных детей школы. Я бы желал иметь в школе стипендиата Вашего имени.

Ваш блестящий успех в Петербурге навел меня на мысль обратиться к Вам с вышеизложенной просьбой.

Петербуржцы, как Вы говорили, сами сердечно отнеслись к Вам. Я уверен, что и Вы сердечно отнесетесь ко мне и моей просьбе. В 1898 году — это год смерти моей сестры и Вашей тети Софии Петровны, Ваш папаша был так добр, что дал свою лепту на мою «школу детей сирот» в память тети Сони. Я прилагаю отчет по школе 1898 год; в нем есть и имя Вашего папаши (№ 103). На картинке увидите бабушку и меня с моими сослуживцами и учениками. Во вчерашних Бирж, ведомостях появился отзыв о Вашем концерте, при сем прилагаемый. От тети Сони остались, между прочим, ноты «Техника фортепианной игры Александра Дюбюка. Изд. в Москве» Не нужны ли Вам эти ноты?/…/24 ноября 1910 г.»

К письму, как сообщал Павел Петрович, он прилагал «картинку» (фото?), на которой увидите бабушку и меня с моими сослуживцами и учениками» (16, л. 2). Если предположить, что картинка относится к тому же 1891 году, то бабушка Скрябина была еще жива, когда её гениальный внук завершал свое обучение в Московской консерватории.

Виделись ли они когда-либо? История взаимоотношений композитора с родом Щетининых (о том, что взаимоотношения были, свидетельствует упоминаемый П. П. Щетининым факт пожертвования отцом Скрябина в 1898 году средств на школу в память тетки композитора, Софьи Петровны), как и история самого рода, никогда не попадала на страницы книг и работ о Скрябине. В них упоминается только о его матери.

* * *

Народные школы Павла Щетинина

Народная школа Павла Щетинина

В конце 1891 г. за Невской заставой открылась Народная школа, организованная отставным губернским секретарём Павлом Петровичем Щетининым. Прежде чем начать повествование об этой школе, считаю необходимым немного рассказать о происхождении её основателя.

Павел Петрович Щетинин – это дядя выдающегося русского композитора Александра Николаевича Скрябина, родной брат его матери Любови Петровны, урождённой Щетининой.

В 1790-​е гг. в селе Императорского фарфорового завода (далее ИФЗ) под Петербургом появился пятидесятилетний мещанин из Осташкова, Михаил Ильин Щетинин с женой Гликерией Фирсовой и тремя детьми: Иваном, Нилом и Матроной [1]. В 1808 г. Михаил Ильин Щетинин числился уже осташковским купцом[2], а в 1813 г. он был избран церковным старостой местной церкви Преображения Господня[3].

Сыновья Михаила Ильина Щетинина стали живописцами Императорского фарфорового завода [4,5]. Где и как они обучились этому мастерству – неизвестно. Братья были женаты, однако дети появились только в семье Нила и его жены Евдокии Фёдоровой. Не все из них выживали, но Пётр, Василий, Ефим, Николай, и Егор (Георгий) дожили до детородного возраста [6].

Пётр Нилов Щетинин (1806−1852) – это дед А.Н. Скрябина. Он окончил школу при ИФЗ и почти двадцать пять лет работал живописцем Фарфорового завода, став мастером по фигурам и пейзажам. Пётр многократно получал всемилостивейшие подарки (в виде золотых часов и наградных сумм от 50 до 600 рублей серебром), был награждён серебряной медалью на Анненской ленте для ношения на шее с надписью «За усердие» и дослужился до чина коллежского регистратора [7].

В 1849 г. Пётр Щетинин был уволен от службы по болезни. В свидетельстве, составленном заводским доктором Добровольским 12января 1849 г., значилось: «…с давнего времени поступками своими несоответствующими человеку со здравым рассудком обращал на себя внимание… …..впал ныне в совершенное изнеможение… … не может больше продолжать службу». Ему назначили пенсион в размере 455 руб. в год [8].

Пётр Щетинин был женат на дочери живописца Фарфорового завода Петра Нестерова, Анне [9]. У супругов родилось шестеро детей: Николай (1841 – 1912), Надежда (1843 – ?), Вера (1845 – ?), София (1846 – 1898), Любовь (1848 – 1873) и Павел (06.08.1850 – ?) [10, 11, 12]. Младшая дочь Петра Нилова Щетинина, Любовь – это мать Александра Николаевича Скрябина. Судя по всему, именно от матери он унаследовал необычайную музыкальную одарённость.

После смерти Петра Щетинина его вдове назначили пенсион в размере половины пенсиона, получаемого покойным мужем (227руб. 67коп. в год). Другая половина должна была выплачиваться детям. Однако право на пенсион имели только несовершеннолетние дети, родившиеся после получения отцом чина – Любовь и Павел. Им было назначено к получению по одной трети каждому (75 руб. 89 коп. в год). Остальные дети Петра Нилова Щетинина, рождённые до получения им чина, принадлежали заводу, и распорядиться об их содержании полагалось администрации завода [13].

Анне Петровне, оставшейся вдовой с шестью малолетними детьми с небольшой пенсией, было очень трудно сводить концы с концами и обеспечить достойное образование детям, однако, по имеющимся данным, она справилась с этой задачей.

Старший сын, Николай Щетинин, стал живописцем на ИФЗ, учился в Академии художеств, получил звание классного художника [14]. Он преподавал рисование, теорию перспективы и геометрию в Техническом училище при ИФЗ и занимал там же должность наблюдателя [15].; преподавал также в училище Карла Мая [16] и Ларинской гимназии [17]. Есть сведения о том, что он писал портреты [18], вероятно, по заказам.

Любовь Щетинина в 1862 г. поступила учиться в Санкт-​Петербургскую консерваторию, при этом специальным предметом она выбрала фортепиано, класс профессора Лешетицкого. В 1866 г. она получила «Свидетельство» о том, что успешно сдав экзамен назначенной комиссии, она «удостоена звания Свободного художника со всеми правами, принадлежащими сему званию» [19].

Любовь Щетинина начала концертную деятельность. Музыка и свела с её будущим мужем Николаем Александровичем Скрябиным, студентом юридического факультета Московского университета [20]. Однако она умерла вскоре после рождения сына, будущего композитора Александра Скрябина [21].

В консерваторию, после окончания санкт-​петербургского Елизаветинского училища, поступила в 1870 г. и старшая сестра Любы – София Щетинина [22]. Судьба Надежды и Веры Щетининых пока остаётся неизвестной.

Какое учебное заведение окончил Павел Щетинин, также пока выяснить не удалось. Начиная с 1870 г., первые шесть лет он работал в звании народного учителя при Петербургской станции Варшавской железной дороги. С 1876 по 1882 гг. – учителем школы в имении его величества «Ливадия». С осени 1883 г. – в школе ИФЗ до её закрытия. С 1883 по 1890 гг. служил в Санкт-​Петербургской удельной конторе. Оставив службу «по собственному желанию», осенью 1891 г. Павел открыл школу в селении ИФЗ, в доме, построенном его отцом, где он тогда проживал вместе со своими родственниками [23, 24]. Школа была открыта с разрешения инспектора школ второго района Санкт-​Петербургского уезда, Виктора Петровича Петрова [25].

По результатам деятельности школы Павел Щетинин регулярно составлял подробные годовые отчёты, напечатанные типографским способом. Например, в отчёте за первый год деятельности школы на 24-​х страницах он сообщал о следующем:

  • в школу записались 16 человек детей из села Смоленского, причём двое из них жили в доме Щетинина;
  • приведён список детей со сведениями об их родителях. В большинстве своём это приезжие крестьянские вдовы. До поступления в школу почти все дети занимались нищенством;
  • дети обучались Закону Божьему, грамоте и арифметике, пению, рисованию по клеточкам. Кроме того, девочки – рукоделию, а мальчики – разным ремёслам (столярному, переплётному и сапожному);
  • приведена программа преподавания по всем предметам и ремёслам;
  • занятия в школе проходили с 9до 12 часов. Время с 12 до 2 часов отводилось на обед и отдых. В 4 часа дети получали чай с куском чёрного хлеба;
  • после чая младшие уходили домой, а старшие до 7часов занимались ремёслами и рукоделием, при этом многие из младших оставались в школе, объясняя это тем, что дома делать им нечего;
  • обед представлял собой одно горячее блюдо – мясной суп или щи, а в постные дни, среду и пятницу – каша-​рамазня или варёный картофель.
  • в свободное время дети занимались распилкой и колкой дров, приносили их из сарая в квартиру, убирали снег во дворе, мыли пол, убирали посуду после обеда и чая;
  • детей иногда собирали по праздникам. Приходили до 20человек. Занимались при таких сборах пением, играми, пили чай;
  • село Смоленское, где проживало большинство детей, находилось на расстоянии 2,5версты от школы, но приходили дети, в основном, аккуратно. Приведёна ведомость о количестве пропущенных дней каждым из учеников с указанием причин прогулов. За учебный год дети пропускали от 3-​х до 27-​ми дней, по причине болезни или необходимости помощи родителям;
  • большая часть преподавателей занималась с детьми безвозмездно;
  • школа существовала на пожертвования, преимущественно – от фабрикантов и заводчиков. На первоначальное её обзаведение было собрано 60руб. Далее ежемесячно собиралось до 20 руб. Для пополнения бюджета школы классная комната в квартире Щетинина с 1 мая по 1 сентября сдавалась внаём.
  • некоторые жертвователи помогали натуральными продуктами. Хлеб поставлял Николай Тимофеевич Тимофеев; мясо, три раза в неделю – Фёдор Николаевич Мартьянов и один раз – Дмитрий Николаевич Ложников. Дрова и угли для самовара поставлял Иван Евстафиевич Иванов, письменные принадлежности – Арсений Осипович Башков, книги – Михаил Алексеевич Суворин, инвентарь для столярного класса – Сергей Петрович Галкин. Кроме того жертвовали одежду, обувь, ткани. Детей осматривал доктор Дмитрий Петрович Никольский;
  • приведена приходно-​расходная ведомость [26].

В своём прошении, направленном 22 ноября 1892 г. в Канцелярию министра императорского двора, Павел Щетинин просил денежного вспомоществования в пользу школы, а также разрешения воспользоваться для помещения школы одним из пустующих домов, принадлежащих ИФЗ, так как в доме Щетининых было крайне тесно. Он называл конкретный дом: №35, где ранее проживал скульптор Шпис. Ещё он просил о предоставлении небольшого участка земли, принадлежащего ИФЗ (в 12 или 14десятины) под огород для школы, что дало бы возможность обучать детей огородничеству и, вместе с тем, приносило бы школе материальную выгоду [27]. Однако на свою просьбу Щетинин получил отказ, при этом по поводу дома №35 сообщалось, что на этом месте предполагается построить дом для служащих ИФЗ [28].

фарфоровый завод, лфз, щетинин, скрябин

Действительный статский советник. Дмитрий Николаевич Гурьев (1837 – 1912). Директор ИФЗ – ИФиСЗ в 1880-1890 годах

Формированию отрицательного отношения к школе Павла Щетинина способствовал директор ИФЗ, Дмитрий Николаевич Гурьев. Из прагматических соображений он заботился о возможно большем сокращении расходов на учебные заведения при заводе. Ещё в 1886 он добился от Кабинета его императорского величества (далее – Кабинет) закрытия Технического училища и школы при ИФЗ. Тогда в своём обращении в Кабинет он писал, что «Училище вредно для завода». Он считал более выгодным приглашать на завод выпускников двух петербургских рисовальных школ – Общества поощрения художеств и Барона Штиглица. Заводскую школу он предложил заменить более дешёвым вариантом – расширением мест в школе Приходского попечительства [29]. О школе П. Щетинина он отзывался так: «…школы не существует, это просто сборище детей всех возрастов и обоего пола, и все не жители селения Фарфорового завода» [30].

На лето 1893 г. Павел Щетинин снял в селе Усть-​Ижора небольшую избу, куда посменно, на одну неделю, вывозил детей по четыре человека [31].

Не оставляя мысли о новом, более просторном помещении для школы, он, в ожидании обещанного ему для этой цели ремонта дома на Глухозерской улице, договорился об аренде квартиры в селения Фарфорового завода. Местный житель, Алексей Артамонович Савельев, согласился предоставить в своём доме по адресу Малая Щемиловка, д.№8 четыре комнаты с прихожей и кухней общей площадью в 120 кв. аршин за 22 руб. серебром в месяц [32].

«С соизволения его императорского высочества наследника цесаревича» в ноябре 1893 г. из сумм Особого комитета, состоявшего под его председательством, школе было выдано 500 руб. [33]

26 сентября 1894 г. П. Щетинин послал в Кабинет очередной отчёт о работе своей школы. В письме он сообщал о том, что количество учеников в его школе увеличилось уже до 28-​ми человек, из них шестеро проживают в школе постоянно и остаются на каникулах. После двух – трёх лет обучения мальчики и девочки устраиваются в разные мастерские, что даёт им возможность «заработать на кусок хлеба» [34].

Переписка внутри Кабинета между заведующим особыми статьями и земельно-​заводским отделом показывает, что Кабинет взял на себя расходы школы на аренду помещения и на дрова [35]. Однако очевидно, что Павел Щетинин испытывал недостаток средств и к собственному существованию, и для нужд школы. По случаю коронования Николая II он просил Кабинет выделить деньги на постройку дома для школы на пустопорожней земле ИФЗ. На эти цели по его расчётам требовалось 2640 руб. Ещё он просил назначить себя на какую-​либо скромную должность во время торжества «например, при устройстве развлечения и удовольствий для детей, произведении чтений о царствовании Государя Императора и проч.» [36].

В 1896 г. арендодатель А. А. Савельев решил воспользоваться моментом, когда с выгодой для себя он мог бы отремонтировать свой дом. Он обратился с просьбой в Кабинет отпустить ему деньги на ремонт дома в счёт квартирной платы за помещение для школы. Однако П. Щетинин заявил, что не имеет надобности далее занимать это помещение [37].

Детей, живших при школе, ему удалось устроить на лето 1896 г. в имении генерала Виннера «Большое Петрушино» за селом Ивановским на Неве. Поскольку всего детей в его школе на это время было уже 32 человека, ему пришлось искать новые возможности для их размещения. Для семи детей, постоянно проживавших в школе, с 20 октября 1896 г. удалось нанять помещение у крестьянина Ивана Куницына в селе Ивановском. Эти дети посещали местную школу.

Для приходящих детей с 1 ноября 1896 г. была нанята новая квартира в селе ИФЗ в доме личного почётного гражданина Н.Н. Репьева по адресу: ул. Малая Щемиловка, д. №11. Но в этой ситуации увеличивались расходы на аренду помещений. Щетинин вновь обращался в Кабинет с просьбой увеличить суммы, отпускаемые ему на эти цели, но получил отказ [38].

Для расширения школы всё же требовался отдельный дом. Щетинин снова попытался получить разрешение и деньги на его постройку. На этот раз он предлагал построить школу на части участка №18 в селе ИФЗ, принадлежавшего его матери и выходившего на Прямой проспект. Место было болотистое и каменистое, но он брался благоустроить этот участок своими руками с помощью детей. И снова ему было отказано [39].

В 1897 г. Щетинин обратился к управляющему Министерством императорского двора и уделов. Он описывал успехи школы за семь лет её существования: воспитано 50 человек сирот; выпускники пристроены в профессиональные школы и частные мастерские; их не выпускают из вида – время от времени собирают в стенах школы. В цветистых выражениях он выражал благодарность за поддержку самому государю, имея в виду 500 рублей, полученных им на нужды школы в 1893 г.

В конце прошения, ссылаясь на свою болезнь, он выражал обеспокоенность непрочностью основанного им дела и озабоченность необходимостью основания Общества призрения детей и сирот в районе за Невской заставой [40].

В прилагаемом к прошению отчете за 1895 – 1896 гг. есть информация о части школы, которая находилась в имении Виннера. На то время там под присмотром учительницы проживало 12 детей. Часть из них жила постоянно, часть, по 5 человек, летом приезжала периодически. В навигацию 1896 г. С.П. Беляев любезно предоставил детям право бесплатного проезда на пароходах Шлиссельбургского пароходства. На свежем воздухе, в чистоте, пользуясь молоком, никто из детей не болел.

П. Щетинин приглашал посетить школу в имении Виннера, подробно описав путь следования. Упоминая о благотворителях, он просил отметить особую щедрость Николая Тимофеевича Тимофеева, который все 7 лет снабжал школу хлебом [41]. К прошению прилагался «Проект Невского общества для призрения детей-​сирот, проживающих в сёлах и деревнях, расположенных по берегам Невы». Проект предполагал устройство яслей, школ и мастерских для нищенствующих детей по всему Шлиссельбургскому тракту. Приводились примеры из деятельности Народной школы [42]. В пояснительной записке к проекту отмечалось, что не в каждом из сёл есть школа, а в женском училище в Усть-​Ижоре на одну учительницу приходится 95 человек. Каждое из существующих Попечительств действует само по себе, а для искоренения нищенства необходимо объединение усилий. Начать П. Щетинин предлагал с регистрации детей-​нищих и открытия приюта для них в одном из сёл на Шлиссельбургском тракте [43].

Ответ Министерства императорского двора был обычным: «школа Щетинина не состоит в ведении министерства», и его «ходатайство оставить без удовлетворения» [44].

пекарня, петербург, щетинин, скрябин

Между домами № 3 и №5А на Ново-Александровской улице, внутри квартала расположено старинное краснокирпичное здание пекарни. Таблички с адресом на доме нет, как, впрочем, и на многих домах Петербурга. Ещё лет десять назад пекарня работала. Здесь можно было купить хлеб, продававшийся прямо из крайнего окна на первом этаже. До революции 1917 г. пекарня принадлежала Николаю Тимофеевичу Тимофееву, а после его смерти – его наследникам и продолжателям его торгового дела Ивану Матвеевичу Истомину и Дмитрию Ивановичу Рябкову. Владельцы пекарни много лет безвозмездно снабжали хлебом народную школу Павла Петровича Щетинина. [63]

В 1900 г. Щетинин открыл свою вторую школу в Выборгской Дубровке, в 12-​ти верстах по Неве от Петербурга. Теперь в двух его школах уже обучалось 66 человек, из них 24 проживали там постоянно [45].

В отчёте за 1900 год Щетинин поместил информацию, свидетельствующую о большом прогрессе за время с начала открытия первой школы:

  • в двух школах работали: 1заведующий (он сам), 2 законоучителя, 3 учительницы предметов и 1 – рукоделия, 2 кухарки, 1дворничиха-​водоноска, 1 прачка, не живущая при школе, 1 водоноска (в Дубровской школе);
  • детей обучалось 75человек, из них 32 жили при школах;
  • для осмотра детей был приглашен студент-​медик 5-​го курса Н.А. Баиронов;
  • от наследников Н.Т. Тимофеева и продолжателей его торгового дела И.М. Истомина и Д.И. Рябкова ежедневно поставлялся хлеб;
  • доктор Лесгафт постоянно оказывал помощь осмотром детей и снабжением лекарствами;
  • помесячно расписаны пожертвования одеждой, продуктами, и прочим, которые вносились частными лицами, фирмами и благотворительными обществами;
  • подробно расписан приход и расход денежных средств [46].

Чтобы получить средства для содержания школы в Дубровке, в 1901 г. П. Щетинин обратился к императрице Александре Фёдоровне. Она, естественным образом, захотела получить сведения о его личности. Министерство императорского двора ответило, что о школах Щетинина и о нём самом мнения разные – одни считают, что его школы приносят несомненную пользу, а другие – что он живёт за счёт школы, имея для себя 300 руб. в год. «Его домогательства к получению денежной помощи с каждым годом возрастают. К тому же в школах обучаются дети не из подведомственных Министерству учреждений». В заключении высказывалось мнение, что увеличивать Щетинину пособие нельзя [47].

5 сентября 1901 г. был разрешен устав Невского общества пособия бедным. Его основной целью объявлялось «доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных обывателей в сёлах по берегам реки Невы, без различия пола, возраста, званий, состояний и вероисповеданий». Дальнейшей задачей Павла Щетинина стала передача созданных им школ в ведение этого общества. При этом он продолжал заботиться о получении разрешения и средств на постройку здания для школы [48].

Обещанная ему в начале 1890-​х. гг. земля в селении Стеклянного завода на Глухозерской улице со временем значительно повысилась в цене. Министерство императорского двора теперь не хотело отдавать её под школу. Заведующий оброчными статьями Кабинета барон П. Черкасов уже не в первый раз предлагал вовсе прекратить всякую поддержку Щетинина и его школ [49].

Наконец, 27 июля 1902 г., от Санкт-​Петербургского губернского правления было получено разрешение Невскому обществу пособия бедным содержать школы в числе прочих благотворительных учреждений. Задуманная Щетининым передача его школ Обществу свершилась. Теперь он мог продолжать свою деятельность в составе общества, а обращения в высокие инстанции за поддержкой подписывались председателем Общества Зинаидой Николаевной Булгаковой, супругой редактора газеты «Новое Время» [50].

Общество продолжило дело, начатое Павлом Щетининым. Для вновь основанного Дома трудолюбия оно арендовало у графини Апраксиной в деревне Мурзинке дом по адресу: Шлиссельбургский проспект, д. №34 [51]. Здесь дети обучались по программе начальных училищ и занимались рукоделием и ремёслами: шитьём, вязанием, починкой обуви, переплётными работами. Занимались они и домашним хозяйством Дома трудолюбия, в котором проживали: кололи и пилили дрова, убирали комнаты, двор и улицу, стирали бельё, мыли посуду, работали в саду и огороде.

Жалоб на дурное поведение детей не поступало. Здоровье их было удовлетворительно. Немногих больных помещали, при необходимости, в больницу. Выпускников Дома трудолюбия устраивали или в учебные заведения, или в мастерские, или на другие рабочие места [52].

В годовых отчётах о деятельности своих школ Щетинин приводит подробные списки благотворителей с указанием сделанных ими пожертвований. Родственников Павла Щетинина в этих списках нет, правда, в отчётах есть строка «неизвестные лица».

Павел Петрович, постоянно озабоченный делами своих школ, задолжал подрядчику Тюкову 190 руб. Видимо, он не находил возможности своевременно отдать этот долг. В результате поданного Тюковым иска в 1904 г. состоялась продажа с аукциона на снос половины дома Щетининых. Эту половину за 255 руб. приобрёл сонаследник дома Николай Петрович Щетинин. За этим 15июля 1905 г. последовало постановление мирового судьи о выселении из квартиры в этом доме Павла Петровича с его семейством [55, 56].

О составе семейства Павла Петровича Щетинина пока данных почти нет. Известно лишь об одном его сыне – Сергее, родившемся 1 марта 1905 г. В 1916 г. он окончил курс во 2-​м Мурзинском земском училище, получив отличные оценки по всем предметам [57]. Согласно справочнику «Весь Петербург» на 1916 г. Павел Петрович проживал в это время в деревне Мурзинке, в доме №9 по Шлиссельбургскому проспекту, принадлежащем Арию Александровичу Иванову [58].

К моменту получения прав на владение всем родительским домом Николай Петрович уже был в чине статского советника. Еще до решения мирового судьи о выселении из дома его брата, 12 июля 1905 г., он обратился к заведующему оброчными статьями Кабинета за разрешением произвести ремонт дома. Он планировал исправить крышу, заменить оконные переплёты, отремонтировать дом внутри, а также хозяйственные постройки и стеклянный павильон [59]. В 1908 г. Николай Петрович продал принадлежавшие ему постройки на участке №18, имевшие полицейский номер 29 по Шлиссельбургскому проспекту, жене великобританского подданного, Иоанна Мидвела, Александре Николаевне, за пять тысяч рублей.

На участке №18 числились следующие постройки: «деревянный одноэтажный, крытый железом дом с мезонином и два деревянных, крытых толью сарая». При этом он оставил за собой право пожизненного бесплатного пользования мезонином, а также сараем для дров без права отдавать их в аренду [60].

В качестве адреса его проживания в документах о продаже указан следующий: Селение Фарфорового завода, Прямой проспект, д. №46 [61].

20 марта 1912 г. Николай Петрович скончался, не дожив одного месяца до возраста 72-​х лет, от кровоизлияния в мозг [62]. Был ли он женат и имел ли детей – неизвестно.

Остаётся неизвестной и дальнейшая судьба Павла Петровича Щетинина. Однако, как бы она не сложилась, память о его подвижнической деятельности по созданию народных школ достойна сохранения.

        Источники:
  1. ЦГИАСПб Ф. 19. Оп. 112. Д. 411. Исповедная роспись церкви Преображения Господня при Фарфоровом заводе за1794 г. Л. 212об. Дв. 49. Зап. 158м.
  2. ЦГИАСПб Ф. 19. Оп. 112. Д. 550. Исповедная роспись церкви Преображения Господня при Фарфоровом заводе за 1808 г. Л. 590. Зап. 616м.
  3. ЦГИАСПб Ф. 19. Оп. 5. Д. 449. О избрании старосты Преображенской церкви у фарфорового завода и проверке сумм церковных в последней. 1803 г.
  4. ЦГИАСПб Ф. 19. Оп. 112. Д. 692. Исповедная роспись церкви Преображения Господня при Фарфоровом заводе за 1820 г. Л. 634об.Дв. 23. Зап. 121м., Дв. 25. Зап. 132м.
  5. ЦГИАСПб Ф. 19. Оп. 112. Д. 803. Исповедная роспись церкви Преображения Господня при Фарфоровом заводе за 1827 г. Л. 183Дв. 23. Зап. 119м. и 124м.
  6. ЦГИАСПб Ф. 19. Оп. 112. Д. 851. Исповедная роспись церкви Преображения Господня при Фарфоровом заводе за 1830 г. Л. 192Дв. 22.
  7. РГИАФ. 503. Оп. 4. Д. 4. Формулярные списки о службе мастеров, подмастерьев и учеников Императорского фарфорового завода. 1841 г. Л. 6об.
  8. РГИАФ. 468. Оп. 2. Д. 492. Об увольнении мастера живописи Императорского фарфорового завода, коллежского регистратора Петра Щетинина вовсе от службы с пенсионом по положению. 1849 г. Л. 1 – 3.
  9. ЦГИАСПб Ф. 19. Оп. 111. Д. 300. Метрическая книга церкви Преображения Господня при Фарфоровом заводе за 1838 г. Л. 43об. Зап. 3.
  10. 1РГИАФ. 503. Оп. 4. Д. 4. Формулярные списки о службе мастеров, подмастерьев и учеников Императорского фарфорового завода. 1841 г. Л. 24.
  11. 1ЦГИАСПб Ф. 19. Оп. 124. Д. 288. Метрическая книга церкви Преображения Господня при Фарфоровом заводе за 1850 г. Л. 941об.-942. Зап. 122м.
  12. Федякин С. Скрябин. М. 2004. С. 12.
  13. РГИА. Ф. 468. Оп. 10. Д. 361. О смерти отставного мастера живописи коллежского регистратора Петра Щетинина и о назначении жене его пенсиона, а также и детям его. 1852г.
  14. РГИА. Ф. 759. Оп. 14. Д. 5Щ. Щетинин Николай Петрович. 1863– 1879. Л. 11.
  15. РГИА. Ф. 468. Оп. 12. Д. 1409. О поручении художнику Щетинину преподавания в Училище при Фарфоровом заводе Теории перспективы и геометрии.-1877.
  16. Н.В. Благово. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. 1856– 1918. Приложения С. 25.
  17. РГИА. Ф. 468. Оп. 26. Д.30. Об утверждении в правах наследства братьев Щетининых. Л. 25.
  18. РГИА. Ф. 759. Оп. 14. Д. 5Щ…. Л. 17, 18
  19. ЦГИАСПб. Ф. 361. Оп. 2. Д. 7802. О воспитаннице Щетининой Любови Петровне 1862 г.
  20. Федякин С. Скрябин. М. 2004. С. 16.
  21. Там же. С. 12.
  22. ЦГИАСПб Ф. 361. Оп. 2. Д. 7803. Дело Щетининой Софии Петровны 1870 г.
  23. РГИАФ. 468. Оп. 23. Д. 2163. «По просьбе Павла Щетинина о вспомоществовании на устроенную им в селе Императорского фарфорового завода народную школу. О передаче означенной школы в ведение Правления Невского общества пособия бедным». 1892 – 1910 гг. Л. 110, 110об.
  24. Дом №29по Шлиссельбургскому пр. села Фарфорового завода.
  25. РГИАФ. 468. Оп. 23. Д. 2163… Л. 3
  26. Там же Л. 3– 13об.
  27. Там же Л. 1.
  28. Там же Л. 18– 20.
  29. РГИАФ. 458. Оп. 10. Д. 1311. Об учреждении школы и технического училища для детей заводских мастеровых. 1862 – 1886. Л. 118об.-121об.
  30. РГИАФ. 468. Оп. 23. Д. 2163. … Л. 24 – 25.
  31. Там же Л. 21.
  32. Там же Л. 31– 31 об.
  33. Там же Л. 63.
  34. Там же Л. 54– 56об.
  35. Там же Л. 71– 88.
  36. Там же Л. 91– 92об.
  37. Там же Л. 95– 102.
  38. Там же Л. 103– 104.
  39. Там же Л. 108– 112.
  40. Там же Л. 128– 129об.
  41. Там же Л. 130– 131.
  42. Там же Л. 132– 139об.
  43. Там же Л. 143– 145.
  44. Там же Л. 152– 152об.
  45. Там же Л. 187– 189об.
  46. Там же Л. 210– 212.
  47. Там же Л. 202– 209.
  48. Там же Л. 214– 217, 262.
  49. Там же Л. 220– 221.
  50. Там же Л. 256– 260, 302об.
  51. Там же Л. 317– 323.
  52. Там же Л. 325.
  53. Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин. М. «Музыка» 1989. С. 10– 11.
  54. Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Письмо П.П. Щетинина А.Н. Скрябину от 24ноября 1910г. ед. хр. 772.
  55. Дом Щетининых – №29на участке №18 по Шлиссельбургскому проспекту селения Фарфорового завода.
  56. РГИАФ. 468. Оп. 23. Д. 2163…. Л. 309 – 310.
  57. ЦГИАСПб Ф. 162. Оп. 1. Д. 1. Архивный материал бывшей 2-​й Мурзинской Земской Народной школы за время с 1913 по 1918учебн. год Л. 29 – 29об.
  58. Весь Петербург на 1916г. Шлиссельбургский участок С. 708, 488.
  59. РГИАФ. 468. Оп. 26. Д. 30… Л. 14.
  60. Там же Л. 25
  61. Там же Л. 25об.
  62. ЦГИАСПб Ф. 19. Оп. 127. Д. 2748А. Метрическая книга церкви Преображения Господня при Фарфоровом заводе за 1912 г. Л. 140об.-141. Зап. 23м.
  63. РГИА Ф. 468. Оп. 23. Д. 2163 По просьбе Павла Щетинина о вспомоществовании на устроенную им в селе Императорского фарфорового завода народную школу. О передаче означенной школы в ведение Правления Невского общества пособия бедным. 1892-1910 гг. Л. 130-131, 210-212

 

Щетинины и Осташков.

Но не только семья Михаила Ильича Щетинина были известна в Осташкове.

В 1872 году Пётр Демидов Щетинин написал  иконы для иконостаса Успенской церкви Никола Рожка, поновлённой на средства прихожан.

Гласным Городской Думы Осташково был Иван Фёдорович Щетинин.

Известен купец Александр Фёдорович Щетинин, который был членом Совета правления Осташковского благотворительного общества.

Помощником старосты Собора в честь Св. Живоначальной Троицы с 1890 года состоял Иван Фёдорович Щетинин.

источник
_______________________

Источники:

  1. Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин.— М.: Музыка, 1989.— 447 е.: ил.: нот.; портр.— (Классики мировой муз. культуры). ISBN 5—7140—0157—5
  2. А. Г. Айнбиндер, старший научный сотрудник Государственного Дома-музея П. И. Чайковского. – Родители А.Н. Скрябина (ещё один штрих к биографии композитора). –  «Музыкант» № 5, 2005.
  3. Вера Андрейчева. Дед Александра Скрябина четверть века был живописцем Императорского фарфорового завода.
  4. Адреса Н.П. Щетинина
  5. Лев. Рыбаков. Пусть на наших вечерах прозвучит их музыка. Новостной портал Селигерского края, 2016.
  6. Николай Владимиров. Монастыри Верхневолжья, 2012.
  7. Православные храмы Тверской земли. Собор Живоначальной троицы.
  8. Храм святой мученицы Татьяны в СПбГУ.
  9. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Церковь сщмц. Татьяны при Ларинской (4-й) гимназии.
  10. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Церковь благ. вел. кн. Александра Невского при Невской писчебумажной фабрике.

 

 

 

 

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий

© Благотворительный Фонд обеспечения правовой сохранности, восстановления, содержания, изучения и развития историко-культурного наследия и градостроительной среды Достопримечательного места «Хитровка».

Все опубликованные материалы являются интеллектуальной собственностью Благотворительного Фонда «Хитровка» и защищены законом. Любое копирование, воспроизведение или цитирование (полное или частичное) разрешается
только с письменного согласия правообладателя. При использовании материалов сайта другими электронными СМИ, в социальных сетях прямая активная ссылка на источник копирования и упоминание Благотворительного Фонда
«Хитровка» ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

Любое копирование статей c сайта hitrovka-fond.ru означает безусловное принятие всех пунктов данной оферты и обсуждению не подлежит. Вопросы соблюдения авторских прав, платное или бесплатное копирование
материалов обсуждаются с администрацией Благотворительного Фонда «Хитровка» в письменной форме по e-mail: fond.hitrovka@gmail.com