Сохранить Хитровку можете лично Вы! Нам нужна Ваша помощь!

Отправьте смс на номер 7715 кодовое слово Хитровка с любой суммой пожертвования.
Подробности здесь: http://sms7715.ru/

ДОМ-МАСТЕРСКАЯ ИСААКА ЛЕВИТАНА

Объект наследия (памятник истории и культуры народов Российской Федерации) Федерального значения «Дом-мастерская Исаака Левитана» (Большой Трёхсвятительский, 1, стр. 2, на доме есть мемориальная доска)

левитан, большой трёхсвятительский переулок

морозовы, левитан, большой трёхсвятительский переулок

Фото Дм. Моисеенко, май 2010


левитан, большой трёхсвятительский переулок

Мастерская Левитана

В 1864 году уважаемая московская благотворительница, глава семейства, Мария Фёдоровна Морозова приобрела в Белом городе Москвы у разорённого купца, благотворителя и собирателя русской живописи Василия Александровича Кокорева большое владение. Позже Морозовы скупят все дома на Большом Трёхсвятительском переулке, а также дом на углу Покровского бульвара, который перейдёт дочери Юлии Тимофеевне перед свадьбой с членом Московской Городской Думы, главой Совета Купеческого банка Москвы Григорием Александровичем Крестовниковым в качестве приданого.

морозовы, большой трёхсвятительский переулок, левитан

Особняк Марии Фёдоровны Морозовой в Большом Трёхсвятительском переулке. Больше фотографий здесь

серов, морозова, портрет, живопись

В. А. Серов. Портрет М. Ф. Морозовой. Мария Федоровна скончалась 18 июля 1911 г. на 82-м году жизни. По мнению В. Ф. Джунковского, с кончиной Морозовой «купеческая Москва потеряла одну из своих видных и ярких представительниц». В день похорон миллионерши в соответствии с её последней волей в Москве раздавали деньги неимущим, 26 тысяч рабочих на московских фабриках получили «премию» в размере дневной зарплаты и продуктовый паек, а также в двух московских столовых бесплатно накормили обедами тысячу бедняков.

В перестроенном ею двадцатикомнатном доме, в сопровождении нянек и гувернеров, прошли детские и юношеские годы её детей, и гимназиста Сергея, выпускника 4-й престижной московской гимназии.

Главный усадебный дом Марии Фёдоровны смотрел с высокой горки на Кремль, один из лучших видов того времени,  и фасадом выходил на общедоступный сад, который после Лопухинского, Кокоревского стал называться по имени очередных владельцев Морозовским, таким и пребывает до сих пор. 

У всякой приличной московской усадьбы прежде полагался парк, а в нём разного рода затеи и сооружения. Важное место среди них занимали и оранжереи. Имелась такая оранжерея и в саду при доме В. А. Кокорева. Располагалась она во флигеле.

Этот классический флигель середины XIX века был перестроен в 1889 году архитектором П. А. Дриттенпрейсом на средства М. Ф. Морозовой сыном Сергеем для своих занятий рисованием.

левитан, большой трёхсвятительский переулок, 19 векФасады одноэтажного флигеля классической структуры с выступающей ротондой с полуколоннами в 1889 году были украшены наличниками, центральная часть повышена и декорирована кокошниками. Самый крупный фасад имел большое окно, кроме того, был устроен верхний свет, необходимый для занятий живописью, а венчала купол небольшая башенка с флюгером в виде стрелы.

В том же 1889 году Сергей Тимофеевич Морозов передал своему другу Левитану вначале мастерскую, а позже – и весь флигель, что дало возможность художнику до конца своей жизни не заботиться более ни о жилье, ни о мастерской. По воспоминаниям современников, у дома росли большие кусты сирени, внизу находились жилые комнаты, полы в которых были затянуты серым сукном, а наверху, куда вела витая лестница, – просторная, с верхним светом и окнами на север, мастерская, занимавшая весь верх флигеля. Среди мольбертов и картин стояло несколько кресел, пианино, фисгармония. Исаак свободно покидал на месяцы свой флигель и так же свободно возвращался, он мог без каких-либо ограничений принимать своих друзей и почитателей. Такой мастерской позавидовали бы почти все московские художники. Помещалась она в двухэтажном отдельном домике с фронтоном в русском стиле в глубине Морозовского обширного владения. Высота такая, что можно было писать картины чуть ли не в два человеческих роста. Что такое мастерская для художника? Мастерская для художника – это всё. А у Левитана, благодаря Морозову, она была прекрасной и с прекрасной квартирой при ней. Морозов строил её, по-видимому, советуясь с Поленовым: собственно мастерская и внизу квартира со всеми удобствами. В столовой у Левитана висели этюды Поленова, Остроухова, Светославского, Коровина.

Исаак Ильич Левитан получил эту мастерскую от семьи купцов Морозовых в безвозмездное пользование. И до 1900 года, до кончины великого живописца, для нищего, больного Левитана – это был единственный его кров, здесь прекратились его беды, скитания, и раскрылся его Гений, здесь он познал радость преподавания. Если бы не Морозовы и не этот Дом, мир никогда не открыл бы для себя Россию – нежную, щемящую, прозрачную, левитановскую.

От Морозовых – пара минут ходьбы до квартиры Кувшинниковых в соседнем Малом Трехсвятительском переулке и ещё немного до дома Карзинкиных.

* * *

Интерьеры Мастерской. Фотографии 1893 года

* * *

Немного о Сергее Тимофеевиче Морозове.

морозовы, малый трёхсвятительский переулок, левитан, интерьеры

Москва. Трёхсвятительский пер., 3. Кабинет М. Ф. Морозовой.
Фото Стейкера. Москва. 1900-е гг.
В центре – портрет Тимофея Саввича, слева – Саввы Тимофеевича, справа – Сергея Тимофеевича. Больше фотографий интерьеров здесь.

В 1887 г. Сергей Тимофеевич закончил юридический факультет Московского университета и вышел из него кандидатом прав; стал потомственным почетным гражданином, коллежским асессором, пайщиком Товарищества Никольской мануфактуры «Савва Морозов, сын и К°»…

Но ни руководство производственной деятельностью семейных предприятий, ни коммерция его не привлекали. Сергей, в отличие от младшего брата Саввы, семейным бизнесом никогда не занимался. Он был холост, жил отдельно от матери в собственном особняке на Садово-Кудринской улице, 13 (дом не сохранился). По воспоминаниям его современников, Сергей был утончен, печален, замкнут, любил природу и искусство.

Эту характеристику подтверждает и запись о нем в дневнике Софьи Андреевны Толстой – жены Льва Николаевича Толстого, от 19 апреля 1898 г.: «… Приезжал Сергей Тимофеевич Морозов, болезненный купец, закончивший курс в университете и желающий жить получше. Он дал для голодных крестьян Льву Николаевичу 1000 рублей». Филантропия и меценатство, традиционно близкие Морозовским кланам, были в полной мере присуще и Сергею Тимофеевичу, откликавшемуся на различные начинания и события своего времени, благо его материальное положение позволяло многое.

Но все же главным увлечением его жизни стали русские народные художественные промыслы (изделия ручной работы, бытового назначения, имеющие художественную ценность). Возможно, что это было влияние отца – одного из инициаторов создания художественно-промышленного музея при Строгановском училище художественного рисования. Тимофей Саввич был даже одним из попечителей музея и участвовал в пополнении его собрания. Ещё будучи студентом, Сергей увлекся идеей создания в Москве Музея кустарных изделий, который и был основан Московским губернским земством в 1885 году. «История Торгово-промышленного музея кустарных изделий неразрывно связана с самыми яркими страницами жизни Москвы конца XIX – начала XX вв. На Всероссийской выставке 1882 года Московское земство показало все кустарные мастерские и артели Подмосковья и Центральной России, убедительно доказав, что именно промыслы сыграли важную роль в развитии российской промышленности.

музей, морозов, народные промыслыЭкспонаты выставки были приобретены меценатом и любителем народного искусства Сергеем Тимофеевичем Морозовым для создания Торгово-промышленного музея кустарных изделий». Богатая и содержательная коллекция кустарных художественных изделий, собранная лично Сергеем Тимофеевичем, а также его библиотека были позднее переданы музею, получившему название Кустарного. Его коллекция составила в нем раздел «русской старины».

Первоначально Музей размещался на ул. Знаменка, 8, в двухэтажном ампирном особняке, принадлежавшем когда-то М. П. Арбузовой.

В 1890 г. Сергей Тимофеевич становится заведующим Кустарным музеем и в том же году переводит его в более удобное помещение на Б. Никитскую ул., дом 23 (в советское время – здание кинотеатра повторного фильма).

Восьмидесятые-девяностые годы XIX века – время формирования новой позиции в отношении к традиционному русскому искусству, время зарождения так называемого неорусского стиля, нашедшего выражение в творческой деятельности художников, примыкавшим к Абрамцевскому художественному кружку. Сергей Морозов был близок к ним, привлек многих из художников к работе в Кустарном музее – это были В. М. и А. М. Васнецовы, С. С. Глаголь, Н. Я. Давыдова, М. В. Якунчикова, А. Я. Головин, В. Д. Поленов. Константин Коровин – прирожденный декоратор – многократно привлекался Сергеем к оформлению здания Музея и павильонов кустарного искусства на художественно-промышленных выставках. Сергей Тимофеевич осуществлял общее руководство Музеем, намечал планы его перспективного развития, вкладывая в их реализацию свои личные средства. Он был и инициатором создания художественного совета при Музее – вероятно, одного из первых в России.

Немалые средства Сергей Тимофеевич вкладывал также в организацию земских учебных мастерских и в создание новых отраслей кустарных помыслов. На его личные средства создавались первые земские учебные мастерские: корзиночная – близ станции Голицино в 1891 г., игрушечная – в Сергиевом Посаде в 1892 г. Для этих и других мастерских Морозов строил здания, за свой счёт командировал за границу специалистов для изучения техники лозоплетения.

С начала 20 столетия и весь 20 век музей продолжал осуществлять работы по сохранности и обереганию художественных промыслов во всех российских губерниях, занимался организацией выставок и ярмарок, открывал учебные школы и мастерские. Экспонаты кустарного отдела и предметы художественного промысла второй половины 19 – начала 20 века составляют основу коллекции музея. На сегодняшний день фонд собрания насчитывает около 50 тысяч экспонатов, включающих крестьянскую резьбу, художественную роспись по дереву, металлу, кости и камню. В музее народного искусства представлены на обозрение изделия из керамики и металла, народная одежда с традиционной вышивкой, кружева, изделия городского и промышленного искусства и многое другое. Также музей обладает наиболее полным в стране собранием отечественных художественных промыслов современности.

В 2013 году новоиспечённый тогда министр культуры Мединский, ничтоже сумняшеся, начал выгонять старейший московский музей из своего исторического здания. Музей удалось отстоять. (Вроде, лучше проверить)

Поклонник изобразительного искусства, сам увлекавшийся пейзажной живописью, Сергей был большим почитателем творчества Левитана, которому стремился подражать. Во дворе усадьбы своей мамы, Марии Федоровны Морозовой, в существовавшем флигеле, он оборудовал мастерскую для своих художественных занятий. Предположительно, что к моменту окончания учебы в университете, т.е. к 1887 году, состоялось и личное знакомство Сергея Морозова с Исааком Левитаном. Можно добавить, что Константин Коровин в восьмидесятые годы преподавал уроки живописи двоюродным братьям Сергея Михаилу и Ивану Морозовым, был их консультантом в части коллекционирования живописных полотен. Не иначе, как под влиянием Кости Коровина, в собрании русской живописи Михаила Морозова работы Левитана заняли не последнее место. Так что точек возможных соприкосновений С. Морозова и И. Левитана было немало. Как бы то ни было, к концу 80-х гг. Исаак Левитан и Сергей Морозов были уже близкими друзьями. Об этом свидетельствует и их приветственная телеграмма В. А. Серову от 29 января 1889 г. в связи с его женитьбой на О. Ф. Трубниковой: «Поздравляем и желаем счастья. Морозов, Левитан». В том же 1889 году, видимо разуверившись в себе как в перспективном художнике-пейзажисте, Сергей передал мастерскую в безвозмездное пользование все еще бездомному, но уже востребованному художнику-пейзажисту Исааку Левитану, своему кумиру.

Только здесь художник стал систематически работать над большими полотнами, до того по жизненным обстоятельствам вынужденный ограничивать себя камерными этюдами.

левитан, живопись

Над вечным покоем. 1894

Золотая осень. 1895

левитан, интерьерыСюда, в гости к Левитану, приходили его многочисленные друзья и знакомые, список впечатляет: Шаляпин, Гельцер, Серов, Поленов, Нестеров, Чехов, Ермолова, Ленский, Пастернак, Васнецов, Юон, Бенуа, Степанов, Ге, Щепкина-Куперник, всемирно известные учёные Тимирязев и Лебедев, Мамонтов, Морозовы, Третьяков, Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и многие-многие другие.

В эту мастерскую в гости к великому художнику приходили его коллеги, сокурсники, ученики, весь цвет художественного мира – его учитель В. Д. Поленов, В. А. Серов, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, Л. О. Пастернак, К. Ф. Юон, К. А. Коровин, А. С. Степанов, А. Е. Архипов, М. В. Нестеров, В. К. Бялыницкий-Бируля…, здесь бывал Фёдор Иванович Шаляпин, заезжали градоначальник Москвы вел. кн. Сергей Александрович с супругою вел. кн. Елизаветой Фёдоровной, навещали друга братья Чеховы, архитектор Фёдор Шехтель, часто бывали, конечно, именитые коллекционеры и, безусловно, Пётр Михайлович Третьяков. «Редкий год, – по свидетельству Нестерова, – Третьяков не брал чего-либо из новых работ Левитана для своей галереи, потому сейчас Государственная Третьяковская галерея имеет лучшее собрание „левитановˮ». Великая балерина Екатерина Васильевна Гельцер одна из первых увидела большое дарование Левитана, тепло к нему относилась. Сохранившуюся богатую коллекцию подаренных им картин она при своей жизни успела передать в Третьяковку.

портрет, серов, левитан, живопись, большой трёхсвятительский переулкок

Серов пишет портрет Левитана, 1893

Именно в этой мастерской на Трёхсвятительском другой великий русский живописец Валентин Александрович Серов в 1893 году писал с натуры знаменитый портрет Левитана. Фотограф запечатлел это событие. Кроме того, есть ценная фотография Левитана в Мастерской, фотографии дома и интерьеров.

Отсюда Левитан любил гулять по окрестностям – по бульварам с друзьями, заходил на Хитровку к семье Карзинкиных, к знаменитым Кувшинниковым, где встречался с артистами Большого и Малого театров и многими другими выдающимися людьми своего времени. Отсюда пешком он ходил на Мясницкую преподавать в Училище ваяния и зодчества, которое сам когда-то закончил.

Великий русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев, бывший к тому же одним из первых фотографов-любителей в России, сознававший важное значение фотографии, как науки, как помощницы ученого исследователя и как воспитательного средства. Тимирязев называл Левитана «Пушкиным русского пейзажа». А Левитан признавался: «Тимирязев действует на меня, как свежий воздух, в его присутствии мне легче дышать, и его книги увлекательны, как стихи».

В своей мастерской Левитан и умер, не дожив до своего 40-летия 26 дней. За 20 лет творчества Левитан написал свыше 1000 картин, больше, чем кто-либо. После смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин, около 300 этюдов. И самое большое неоконченное полотно «Озеро» («Русь»).

Озеро

Именно сюда в жаркий июльский день пришли попрощаться все те, кто знал, любил и почитал великого русского художника. Гроб утопал во флоксах, любимых цветах Левитана. Отсюда процессия двинулась на старое еврейское кладбище в Дорогомилово.

В 1902 году Авель Левитан, брат художника, блестящий живописец, установил памятник. Благодаря в том числе хлопотам Нестерова, 22 апреля 1941 года прах Левитана вместе с надгробием был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор Левитан навсегда находится рядом со своим старинным другом Антоном Павловичем Чеховым, а в 1942 году рядом с товарищами упокоился и Михаил Нестеров.

* * *

На протяжении без малого века, с 1918 года, здесь всегда бурлила художественная жизнь. Вначале по распоряжению В. И. Ленина был создан районный «пролетарский музей», который существовал до 1924 года. Потом была угроза закрытия. Тогда в защиту Музея в Мастерской Левитана было опубликовано письмо ведущих художников страны. И Музей продолжил работу. Старожилы говорят, что Студия-музей работала и во время Великой Отечественной войны.

До сих пор не выяснено, почему же не было выполнено официальное решение Исполкома Моссовета – к 100-летию мастера – от 30 августа 1960 года «Об организации в доме Левитана студии изобразительного искусства» как филиала Третьяковской галереи, которой предполагалось присвоить имя великого художника. Обращения общественности на имя Министра культуры РСФСР Ю. С. Мелентьева, Министра культуры РФ А. А. Авдеева также результатов не принесли.

Внутреннее пространство в 1960-х было приспособлено под мастерские Художественного Института имени В. И. Сурикова, появились перегородки, здесь защищали дипломы выпускники института, ныне – признанные мастера, позже – трудились аспиранты Российской Академии Художеств

 

Однако в здании сохранились подлинные элементы – в частности, деревянные окна, через которые солнце заливало светом мастерскую, та самая чугунная лестница, по которой Исаак Ильич поднимался к своим мольбертам.

Существует эскизный проект реставрации 1960-х годов, по которому здание даже при утратах и будучи в плачевном состоянии (не отапливается много лет) можно восстановить для нас и наших потомков.

проект, левитан, большой трёхсвятительский

Проект реставрации Дома-Мастерской Левитана 1960-х годов

 

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.

В 2018 году Департамент культурного наследия Москвы выдал собственнику или иному правообладателю Дома-Мастерской Левитана (АУПИиКу?) задание на разработку проекта научной реставрации.

Однако вдруг в 2020 году стало известно о намерении продажи Дома-Мастерской Левитана. Так государство методично избавляется от «обременительного» «актива».

АО «ДОМ.РФ», руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 161-ФЗ и п. 4. положения о Правительственной комиссии, предложило к изъятию из госсобственности и после решения выставило на торги Федеральный памятник – Дом-мастерскую художника Исаака Левитана, расположенный в Большом Трёхсвятительском переулке.

На сайте АО «ДОМ.РФ» сухие цифры говорили: номер торгов К976-15/2020, площадь здания – 439,6 кв.м. Цена лота – 54 705 000 рублей (прим. — цена обычной 2-хкомнатной квартиры в районе). Дата окончания приёма заявок 30.03.2020. Дата торгов – 03.04.2020. в 12.00. (в дальнейшем из-за пандемии сроки торгов сдвигались).

Обеспокоенные данным решением, Учредители Благотворительного Фонда «Хитровка» А. Н. Баташев и Н. М. Аввакумов направили письмо депутату Государственной Думы РФ С. А. Шаргунову с просьбой «направить обращение к Министру культуры РФ О. Б. Любимовой с просьбой срочно вмешаться и остановить продажу, без преувеличения, мирового достояния, гордости России – Дома-Мастерской Исаака Левитана. Представляется целесообразным и логичным передать Дом-Мастерскую на баланс Особо ценного объекта культурного наследия народов России Государственной Третьяковской галереи для дальнейшей тщательной реставрации и использования по прямому назначению – Дом-мастерская Левитана может и должен стать прекрасным Музеем Левитана с выставочным залом, своего рода открытым запасником, лекторием, музыкальной гостиной, с секциями для юных художников.»

Ответ из Министерства культуры, пришедший на основании депутатского запроса, сообщал, что согласно закону и распоряжению Правительства о Правительственной комиссии, Министерство культуры не может влиять на решение Правительственной комиссии и АО «ДомРФ».

Тогда учредителями Благотворительного Фонда «Хитровка» письмо было направлено Первому заместителю Председателя Правительства России А. Р. Белоусову, в котором в частности говорилось:

Убеждены, что решение о продаже Дома-Мастерской Левитана является грубейшей ошибкой и принято (в лучшем случае) по недосмотру. И уж тем более объект наследия и земля историко-культурного назначения АПРИОРИ НЕ МОГУТ рассматриваться с точки зрения «эффективности использования». И легендарная Дом-Мастерская Левитана в первую очередь! Данное решение принималось БЕЗ участия Министерства культуры РФ, без общественности и специалистов.. «Неэффективность» Дома-Мастерской Левитана надуманна и не имеет под собой НИКАКИХ оснований! Напротив, при правильном руководстве данный Объект культурного и исторического наследия принесёт как материальную пользу, так и, без сомнения, станет ведущим духовным культурным центром Москвы, России, станет визитной карточкой нашей страны, принесёт славу и уважение.

На основании вышеизложенного, просим:
1. поставить в известность Президента России Владимира Владимировича Путина о ЧП – продаже Мастерской, где жил и творил символ России Исаак Ильич Левитан;
2. рассмотреть и аннулировать Решение Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, оформленное п. 12.2 Протокола заседания № 1 от 26.02.2019.
3. дать поручение Министру культуры России Любимовой О. Б. совместно с Руководителем Росимущества Яковенко В. В., в общем управлении которых находится данный ОКН, подготовить в кратчайшие сроки передачу Дома-Мастерской Исаака Левитана как Филиал на баланс Особо ценного объекта наследия истории и культуры народов Российской Федерации – Государственной Третьяковской галереи. Данное решение будет исключительно верным, учитывая, что в августе мир будет отмечать 160 лет со дня рождения и 120 лет со дня смерти Великого русского живописца.

Музею Левитана быть!

Ответ не заставил себя ждать:

АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минкультуры России
Минстрой России
Росимущество России
АО «ДОМ.РФ»

Просим рассмотреть совместно ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» ФГБУ «Российская академия художеств», представить Правительство Российской Федерации согласованные предложения и в копии проинформировать заявителя.

Заместитель директора Департамента культуры спорта, туризма национальной политики Правительства Российской Федерации
К. Щербак

Запомните это имя: Карина Викторовна Щербак.

Теперь Москва будет с Левитаном.

 

________________________________

Источники:

 1. Г. Бокман, Л. Юниверг. Еще раз о талантах и поклонниках: Исаак Левитан и Cергей Морозов (к 150-летию художника и мецената) 

2. Династия купцов Морозовых

3. Алексей Буторов, заместитель председателя комиссии «Старая Москва». Москва по-прежнему без Левитана. – Литературная газета, № 51-52 (6492) (24-12-2014).

4. Морозовская Москва

5. Воссоздана коллекция легендарной балерины Гельцер

6. М. С. Дроздов. Левитан и Морозовы

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

© Благотворительный Фонд обеспечения правовой сохранности, восстановления, содержания, изучения и развития историко-культурного наследия и градостроительной среды Достопримечательного места «Хитровка».

Все опубликованные материалы являются интеллектуальной собственностью Благотворительного Фонда «Хитровка» и защищены законом. Любое копирование, воспроизведение или цитирование (полное или частичное) разрешается
только с письменного согласия правообладателя. При использовании материалов сайта другими электронными СМИ, в социальных сетях прямая активная ссылка на источник копирования и упоминание Благотворительного Фонда
«Хитровка» ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

Любое копирование статей c сайта hitrovka-fond.ru означает безусловное принятие всех пунктов данной оферты и обсуждению не подлежит. Вопросы соблюдения авторских прав, платное или бесплатное копирование
материалов обсуждаются с администрацией Благотворительного Фонда «Хитровка» в письменной форме по e-mail: fond.hitrovka@gmail.com