КРЮКОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
Михаил Васильевич Крюков (16 декабря 1884, Озёры, Московская губерния — 9 января 1944, Воркута) — советский архитектор. Первый ректор Всесоюзной Академии архитектуры. Профессор архитектуры.
в 1911 окончил МУЖВЗ со званием архитектора.
1917 — возглавил первый профсоюз архитекторов.
В 1918 году входил в состав руководства вновь созданного Профессионального союза зодчих.
1918 — назначен членом архитектурно-художественного Бюро Московского совета районных дум
с 1919 — заместитель Председателя КомГосООра (Комитета государственных сооружений).
1921 — организовал в Москве и возглавлял в должности управляющего строительный трест «Мосстрой» (до 1930). В 1929 году стал одним из членов-учредителей ВОПРА.
с 1930 — избран начальником строительства Дворца Советов. В этот же год возглавлял
в 1932 был начальником Архитектурно-планировочного Управления при Моссовете.
с 1933 — первый ректор Всесоюзной Академии архитектуры. (заместитель — К. С. Алабян).
В 1933 возглавлял архитектурную комиссию Правительственной экспертной комиссии по проекту московского метрополитена.
в 1935 был делегирован Союзом советских архитекторов на Международный съезд архитекторов в Рим.
в 1936 году Крюкову было присвоено звание «Профессор архитектуры».
Репрессирован в 1938 году.
Умер в 1944 году в лагере НКВД г. Воркуты.
В июне 1956 года реабилитирован посмертно.
Постройки
- 1910 — доходный дом по Новослободской улице (ныне дом 21).
- 1928—1929 — жилой дом с коридорной системой на Подколокольном переулке (в настоящее время дом 13/1).
- Во время пребывания в лагере проектировал дома в Воркуте.
Дом архитектора Крюкова в Подколокольном переулке. Ценный градоформирующий объект. Является неотъемлемой частью Заявленного объекта наследия «Ансамбль допожарной и послепожарной застройки Хитровской площади».
Учитывая личность автора проекта, местоположение дома и градостроительные характеристики – дом выходит и на Подколокольный переулок и на Хитровскую площадь, а также его градоформирующую роль в композиционно-планировочной структуре квартала и домовладения, – непонятно, на каком основании нынешние собственники в 2006 году без согласований с Москомнаследием провели варварские работы, превратили дом в диссонирующий объект – грубо нарушили сложившееся с 1930-х годов восприятие данного места, что также противоречит законодательству: облицован с утратой ценных элементов фасада, в Зонах охраняемых рельефа и ландшафта построен стилобат, тротуар захвачен под парковку. В этот же год варварски вырублены ценные взрослые деревья, растущие по периметру здания, вдоль переулков — тополя, акация, липы.
В арочном проёме дома долгое время находилось отделение Агентства печати Новости (АПН).
Юрий Нагибин вспоминал:
В моей памяти этот переулок светится особым светом, куда более ярким, чем в тот солнечный морозный день нынешнего декабря, когда я приехал сюда проведать старого знакомца. Переулок в том нисколько не виноват. Мы многое видим по-разному в разные дни своей жизни. Довоенный Подколокольный переулок был для меня самым важным, самым лучшим местом в Москве. Нигде не было такой пронзительной, звенящей и ручьистой весны, как в Подколокольном, нигде не было такой свежей, крепкой и белоснежной зимы, как в Подколокольном; нигде не было такой золотой и багряной, такой медовогорчащей осени, как в Подколокольном, — переулке моей первой любви. Летом я там не бывал, летом мы встречались с моей любимой на песчаном коктебельском берегу, усеянном разноцветными камушками. В остальные времена года нам встречаться было негде, и мы находили приют в однокомнатной квартире моего отчима, жившего до старости по-холостяцки. Потом началась война, на которую меня проводила любимая, ставшая моей женой, а когда я вернулся, то у меня уже не было жены, и Подколокольный переулок исчез из моей жизни. Лишь недавно, поехав ради этого очерка к чёрту на Кулижки, я обнаружил, что переулок спокойно существует, ничуть не озабоченный нашими взаимоотношениями. Похоже, это его ничуть не занимало. В доме, где мы встречались, оказался большой продовольственный магазин, я как-то не замечал его прежде, пошивочная мастерская (и она умела быть незримой) и, наконец, отделение АПН. Вот его-то действительно не существовало в ту далекую пору. Агентство, поглотившее квартиру отчима, добило меня. И, перефразировав слова пушкинского стихотворения, но без пушкинской грусти, я сказал старому дому: «Прощай, приют любви, прощай!..»
В 1960-е годы в нём проживал Народный артист России Е. А. Моргунов.
В доме находился продовольственный магазин, знаменитый «серый гастроном» с прекрасными интерьерами.
___________
Источники:
- МОСПРОЕКТ. МАСТЕРСКАЯ № 11
- Из истории формирования творческого Союза зодчих — начальный этап, Фото
- Татьяна Самохина. Из истории формирования творческого Союза зодчих
- Репрессированные архитекторы
- Шульгина Т. Первый ректор Всесоюзной Академии архитектуры // Архитектура СССР. — 1990. — № 3. — С. 104—107.
- Из истории советской архитектуры. 1926—1932 гг.: Документы и материалы / сост. В. Э. Хазанова; отв. ред. К. Н. Афанасьев. — М.: Наука, 1970. — С. 7. — 211 с.
- Дмитрий Хмельницкий. Сталин и архитектура.
- Дмитрий Хмельницкий. Архитектура госбезопасности // «Звезда» 2012, № 11
- Ю. М. Нагибин. Всполошный звон. Книга о Москве.
Теги: 1920-е годы, 1930-е годы, ансамбль хитровской площади, архитектор, архитекторы, архитектура, интерьеры, магазин, мемуары, метро, нагибин